Фраковый корпус

Фраковый корпус

Фраковый корпус


Однажды в Политбюро ЦК КПСС пришла записка от писателя Михаила Шолохова. Автор «Тихого Дона» просил выделить ему 3 тысяч долларов на… приобретение фрака. В это время Шолохов готовился к поездке в Стокгольм для получения Нобелевской премии. Оказалось, что в Москве соответствующий церемонии фрак ни купить, ни сшить нельзя. Писателю нужно было ехать в Швецию заранее, чтобы заказать фрак. Политбюро вынесло решение: деньги выделить, но затем эту сумму вычесть из Нобелевской премии…

«Сорочий хвост»

Это сейчас фрак носят во время торжественных церемоний. Фрак можно увидеть на музыкантах, или актерах, занятых в спектаклях на историческую тему. А было время, когда фрак был повседневной одеждой.

Фрак появился в Европе в начале 1770-х годов. Он использовался как одежда для верховой езды. Можно сказать, что фрак вырос из кафтана. Кафтан имел длинные полы, которые при посадке на лошадь приходилось забрасывать назад и пристегивать пуговицами. Затем кто-то догадался обрезать полы кафтана сбоку — так получились фрачные фалды.

Фраки были двух видов – английский и французский. Английский, более короткий фрак, был дневной одеждой. Французский фрак — более длинный (фалды опускались до середины икр) — вечерней. Фраки носили как с короткими штанами — кюлотами (к ним полагались шелковые чулки), так и с панталонами. В дневное время фрак можно было носить с сапожками, украшенными кисточками.

Вначале «фрачный корпус» дворянства был очень пестрый — фраки шились из сукна и шелка, голубого, красного, белого цвета, были желто-серые фраки, и фраки в крапинку. Фрак черного цвета появился во второй половине XIX века. (Александр Сергеевич Пушкин, появляясь на балах в «траурном» фраке, изрядно шокировал аристократов). Фрак украшало от 3 до 5 пуговиц. Они изготавливались из золота, серебра, бронзы, перламутра, шлифованного стекла, фарфора. Под фраком щеголи носили два жилета — верхний и нижний (разного цвета), на шею повязывали платок (известно около 40 способов завязывания платков-галстуков).

smokingВеликой по улицам Санктъ-Петербурга ходили молодые люди во фраках, у которых стоячие отложные воротники поднимались выше ушей. Императрица была мудрой женщиной, и знала, что бороться с модой путем запретов бесполезно. Вместо этого она решила высмеять щеголей, нарядив во фраки сторожей-будочников.

А вот ее сын, Павел I, запретил фраки, круглые шляпы, и все остальное, что по его мнению носило революционный дух Франции. Однако, после смерти Павла петербуржцы, словно сговорившись, нарядились в запрещенную одежду, и вышли на променад. Фрак как торжественная одежда господствовал еще почти целое столетие…

Как денди лондонский одет…

Когда я надел фрак, то почувствовал себя... женщиной. Нет, не так: я ощутил чувство, которое, наверное, испытывает женщина, надевая новое вечернее платье. Полный восторг!

— Чуть-чуть приподнимитесь на цыпочки, — сказала Лидия Козина, — мне один актер, умеющий носить фрак, сказал, что в этом случае длинные фалды хорошо ложатся на икры…

Боже мой, да я рожден для фрака!

Лидия Дмитриевна Козина — заведующая пошивочным цехом Челябинского драматического театра имени Наума Орлова. Театр — храм искусства, и этот храм — одно из немногих мест, где еще шьют фраки. А если честно — имитацию фраков.

— Для настоящего фрака нужно английское сукно из 100-процентной шерсти, — говорит Лидия Дмитриевна, — да где же это сукно взять?

Приходится обходиться тем, что есть. Но даже сейчас, когда в магазинах, кажется, есть выбор, материал для фрака подобрать трудно.

Настоящий фрак должен сидеть на артисте, как перчатка, для этого материал при пошиве пропаривают утюгом по фигуре.

— Умеют ли артисты носить фраки?

— Да ну, — улыбается Козина, — кто ж их учил? Они же не аристократами родились…

Фрак — вещь штучная, но приходилось делать театральным портным и массовые заказы, например, для спектакля «Анюта», который ставили в оперном театре. Для артистов балета и танцоров, исполняющих бальные танцы, шьют особые фраки — с ластовицей. Ластовица — особый крой рукава, чтобы артисту было удобно поднимать руки.

Сейчас заказы на пошив фраков случаются редко. Как-то один бизнесмен заказал белый фрак на свадьбу. Говорят, что гости были в восторге. А в основном, фраки покупают за границей. Артисты с именем такую возможность имеют.

Старых лекал, по которым шили фраки, в театре, к сожалению нет. Приходится заглядывать в книжки по истории костюма. К старинным вещам в театре отношение трепетное. Как-то здесь объявили сбор старинных вещей. Оказалось, что в комодах у челябинцев до сих пор хранятся удивительные экземпляры. В театр, например, принесли настоящий английский цилиндр и кружева. Когда актрисы надевают их на спектакль, работницы пошивочного цеха сильно волнуются: как бы чего не случилось, вещи-то уникальные…

Артисты с достатком покупают фраки за границей. Алексей Михайлов, известный драматический тенор, заказал фрак… в Челябинске, в модной мастерской «Золотой квадрат». Хозяйка мастерской Марина Фомичева — известный в России дизайнер, никогда фраки не шила, но от такого заказа отказаться не могла. Однако, что взять за образец? Марина обошла весь город — настоящих фраков в городе не было. Смокинги артисты носят, а фраки — нет. Два месяца ушло на подготовку - изучала материалы в Интернете, читала литературу. Чтобы познакомится с некоторыми деталями, пришлось «анатомировать» смокинг от Бриони. С основной тканью проблем не было – ее подобрали в салоне «Тиссура», а вот с дублирующим материалом пришлось помучиться…

Алексей Михайлов — мужчина крупный, носит костюмы 64-го размера! Дважды пришлось приезжать в Челябинск на примерки, прежде, чем фрак сел на артиста, как влитой. Сейчас Михайлов выступает в нем на сценах лучших европейских театров. И голос, и внешний вид певца — безупречны.

Наденьте фрак, и почувствуйте себя джентльменом. Хоть на час…


Ваша Марина Фомичёва, дизайнер одежды

Нажмите для звонка
+7 (351) 777-69-23
Ателье Марины Фомичёвой